В 2019 году темпы роста мирового рынка транспортно-логистических услуг снизятся до 3,3% при высоком риске вхождения в рецессию.
В рамках ежегодного исследования «Рынок логистического аутсорсинга. Итоги 2017-2018 и прогноз до 2022 г.» специалисты агентства M.A.Research провели анализ текущей ситуации и перспектив развития мирового и российского рынка транспортно-логистических услуг (ТЛУ). По оценке M.A.Research, совокупный объем российского рынка ТЛУ в 2018 г. составит 3567 млрд руб., номинальные темпы роста снизятся до 6,6%. Данные за январь-октябрь 2018 г. показывают замедление динамики коммерческого грузооборота и грузоперевозок (до 3,7% и 1,5%, соответственно), что отразится на годовых показателях работы транспортной отрасли.
Снизились темпы роста перевозок железнодорожным и автомобильным транспортом, при этом отмечался рост грузооборота в результате увеличения дальности перевозок и переориентации экспортного грузопотока на страны АТР. Продолжилось падение объемов перевозок на внутреннем водном и морском транспорте. После двузначных темпов роста в 2017 г., воздушный транспорт демонстрирует увеличение грузооборота и объемов перевозок грузов и почты лишь в пределах 1%.
Замедление темпов роста грузоперевозок связано с ухудшением экспортной конъюнктуры на мировом рынке (начинает оказывать влияние американо-китайская торговая война) и стагнацией внутреннего спроса в преддверии расширения антироссийских санкций. Низкая динамика внешнеторгового грузопотока сказывается на грузообороте портов РФ, объем которого по итогам 2018 г. увеличится всего на 4%, по сравнению с 9% годом ранее.
В сегменте складских услуг сохраняются тенденции, сложившиеся в 2017 г., а именно дальнейшее снижение арендных ставок на фоне умеренного роста ввода новых мощностей для коммерческого использования и увеличения заполняемости складов. При этом наблюдается сокращение доли складских услуг с высокой добавленной стоимостью вследствие отказа многих компаний-арендаторов от аутсорсинга для «экономии» средств, или просто нежелания передавать склад в управление третьей стороне ввиду недостаточных компетенций большинства российских логистических провайдеров.
По оценке M.A.Research, в 2019 г. темпы роста рынка ТЛУ не превысят 3,3%. Среди основных факторов, которые будут оказывать отрицательное влияние на динамику рынка в наступающем году, следует отметить риски, связанные с расширением антироссийских санкций и распространением их на ведущие компании и банки страны (ВТБ, Сбербанк и др.). Не исключено также включение в SDN List новых транспортных холдингов и логистических операторов, работающих с компаниями, подпавшими под санкции.
Реализация этих рисков приведет к дальнейшей девальвации рубля, повышению стоимости кредитов, падению потребительского и инвестиционного спроса, банкротству ряда компаний с высоким уровнем задолженности и обязательств в иностранной валюте, замедлению темпов роста экономики вплоть до вхождения страны в рецессию. Для адаптации к новым условиям, по оценке M.A.Research, потребуется как минимум 2 года, что отодвинет начало ускорения роста рынка ТЛУ на 2021-2022 гг.
Данный сценарий рассматривается как пессимистический, в случае его реализации основные показатели социально-экономического развития страны и рынка ТЛУ будут снижены на 0,4-0,5 п.п. по сравнению с консервативным сценарием МЭР РФ.
Источник: сайт Logistics.ru