Что такое логистика?

Сегодня существуют много форм и направлений логистики - это промышленная логистика, торговая логистика, информационная логистика, транспортная логистика, управленческая логистика, складская логистика, а так же бизнес логистика.

Бизнес логистика является единой системой которая связывает и оптимизирует все составные влияющие на развитие бизнес-структуры, с целью получения максимальной эффективности предприятия в целом.

Другими словами бизнес логистика это моделирование и программирование действий по комплексу услуг связанных с развитием и функционированием бизнеса.

В логистическую цепочку комплекса услуг входят: - обучение персонала - страхование – транспортировка и экспедирование – лизинг - информационные системы – обработка и складирование грузов - и т.д.

В настоящее время, не только в Узбекистане, но и во всех странах СНГ логистику воспринимают – как некоторый набор функций, привычных для любой производственной и торговой компании: транспортировка, складирование, грузопереработка, таможенная очистка, страхование грузов.

Между тем, практика ведения бизнеса в развитых странах вне зависимости от величины компаний показывает, что логистике принадлежит стратегически важная роль в современном бизнесе.

Сегодня, логистика это эффективное управление материальными и сопутствующими развитию бизнеса(информационными, финансовыми, лизинговыми, сервисными и др.) услугами для достижения запланированных целей с оптимальными затратами всех ресурсов.

В настоящее время такие традиционно функциональные области логистики как транспортировка, управление запасами, закупками и заказами, складирование, грузопереработка, упаковка интегрировались на базе общей информационно-компьютерной платформы, образовав единую инновационную систему.

Применение методов логистического менеджмента в практике бизнеса позволит компаниям существено сократить товарные запасы, ускорить оборачиваемость капитала, снизить себестоимость продукции и логистические издержки в производстве товаров и их дистрибьюции, обеспечить наиболее полное удовлетворение потребителей в качестве товаров и сопутствующего сервиса.

Применительно к бизнесу, логистическая стратегия фирм и компаний должна быть направлена на поддержание корпоративной стратегии с целью оптимизации ресурсов компании при управлении материальными и сопутствующими потоками.

В настоящее время, при глобализации мировой торговли, логистическая стратегия должна быть таким же естественным элементом стратегического планирования бизнеса, как маркетинговая, финансовая, производственная и другие виды стратегий.

Причины отсутствия логистической стратегии не только у отечественных компаний, но и стран ЦАР кроются, прежде всего, в общем недопонимании персоналом среднего и высшего звена потенциала логистики, как интегрированного инструмента менеджмента, позволяющего оптимизировать материальные и финансовые ресурсы.

Наряду с этим, отсутствие в образовательных учреждениях специальных дисциплин по логистике привело к нехватке квалифицированных логистических менеджеров разного уровня и специализации, которых необходимо целенаправленно готовить. Сейчас специалисты по логистики востребованы не только в сфере транспорта, но практически во всех отраслях экономики.

Успешно развивающиеся компании мира применяют в своей деятельности современные логистические концепции, системы и технологии, что позволяет им оптимизировать ресурсы, связанные с управлением товарными и информационными потоками. Среди этих технологий необходимо отметить, прежде всего, такие как:

“Just- in- time” (Точно в срок),

“Requirements/ resource planning” (Планирование потребностей/ресурсов),

“Demand- driven Logistics” (Логистика, ориентированная на спрос),

“Time- based Logistics” (Логистика, в масштабе реального времени),

“Value- added Logistics” (Логистика добавленной стоимости),

“Integrated Supply Chain Management” (Интегрированное управление цепями поставок),

“E- Logistics” (Электронная логистика) и другие.

Значительных результатов в бизнесе добиваются те компании, которые используют концепцию интегрированной логистики, позволяющей объединить усилия управляющего персонала фирмы, ее структурных подразделений и логистических партнеров в сквозном управлении материальными и сопутствующими потоками в цепи «закупка – производство - распределение – продажа - сервис».

Логистика в её современном виде немыслима без активного использования информационных технологий. Трудно представить себе формирование и организацию работы цепей доставки товаров без интенсивного обмена информацией в реальном времени, без возможностей быстрого реагирования на потребности рынка. Сегодня практически невозможно обеспечить требуемое потребителями качество товаров и услуг без применения информационных систем и программных комплексов для анализа, планирования и поддержки принятия коммерческих решений в логистических системах (ЛС). Более того, именно благодаря развитию информационных систем и технологий, обеспечившему возможность автоматизации типовых технологических операций, логистика стала доминирующей формой организации товародвижения на высоко конкурентных рынках экономически развитых стран.

Наиболее перспективными направлениями внедрения информационных систем и технологий в логистике являются:

- информационная интеграция партнеров в ЛС на основе Internet и телематики с целью обеспечения глобального мониторинга цепей поставок;

- развитие сети высокоскоростных платных магистралей с дистанционными формами расчётов;

- совершенствование внутреннего и внешнего документооборота в логистических цепях на основе концепции ( EDI - Electronic Data Interchange ) ;

- информационная интеграция товаропроизводителей и компаний - провайдеров логистических услуг с потребителями на платформе технологий Internet - Intranet.

В последние годы активно внедряется новое направление в бизнесе, являющееся по существу развитием концепции интегрированной логистики, «управление цепями поставок» (« Supply Cain Management - SCM »). Данную концепцию SCM успешно используют как транснациональные корпорации, так и средние и малые предприятия бизнеса. Концепция SCM направлена на решение задач интегрированного управления функциональными областями логистики и координации бизнес-процессов фирмы с контрагентами в логистике.

Необходимо формировать и развивать понимание в отечественном бизнесе того, что наилучших результатов добиваются те компании, которые используют концепцию интегрированной логистики, направленную на получение оптимальных решений, в частности, минимизацию общих логистических издержек фирмы. Сокращение всех видов затрат, связанных с управлением материальным потоком, затрат на транспортировку, складирование, управление заказами, закупками и запасами, упаковку, уменьшение логистических рисков позволяет фирме высвободить финансовые средства на дополнительные инвестиции в новые производственные технологии и оборудование, складское хозяйство, информационно-компьютерные системы, рекламу, маркетинговые исследования и т.д. Оптимальные логистические решения могут быть получены менеджментом фирмы не только по критерию минимума полных затрат, но и по таким ключевым факторам бизнеса как время исполнения заказа и качество потребительского сервиса.

Повышение организационно-экономической устойчивости фирмы реализуется межфункциональным и межорганизационным логистическим менеджментом, позволяющим устранить конфликты между функциональными подразделениями компании и обеспечить интегрированное взаимодействие с партнерами по бизнесу.

Потенциал логистики позволяет реализовать целевые установки фирмы в рамках ее миссии, являясь стратегическим фактором в условиях усиления конкуренции.

Обобщая, можно сказать, что логистика способна связать воедино и улучшить взаимодействие между такими базовыми функциональными сферами бизнеса компании, как снабжение, производство, маркетинг, дистрибьюция, организация продаж. Рационально управляя запасами продукции в закупках, производстве и дистрибьюции, логистика способствует уменьшению общих затрат, снижению цены товаров и в результате улучшению стратегических позиций компании на рынке. Логистический менеджмент может обеспечивать эффективную координацию объемов производства товаров с прогнозируемым маркетингом объема продаж.

Благодаря информационным технологиям глобализация происходит стремительно, и товарообмен между разными странами растёт быстрыми темпами. На практике комплексные транспортные задачи в индустрии транспортной логистики и цепочек поставок рассматривают и эффективно решают современные специализированные программные инструменты (Тransportation Management System – Система Управления Транспортом) которые позволяют разработать оптимальный план транспортировки с учетом реальных бизнес ограничений, при этом максимально снижая транспортные издержки.