Новая региональная транспортная стратегия была принята на встрече стран-участниц программы ЦАРЭС.

Как известно, программа ЦАРЭС объединяет Афганистан, Азербайджан, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Монголию, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Ее работу поддерживают шесть крупных финансовых институтов такие, как Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд и АБР.
С 2001 года ЦАРЭС было профинансировано 200 региональных проектов на сумму 37 млрд. долл. в сфере транспорта, энергетики и торговли.

На встрече министров стран-участниц программы Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС) одобрена новая транспортная стратегия региона до 2030 года, направленная на улучшение логистической инфраструктуры, сокращению смертности на дорогах через обновление стандартов их проектирования, финансовой устойчивости национальных железных дорог и либерализации авиационных рынков в регионе.

В настоящее время региональная транспортная система продолжает испытывать недостаток финансирования, неэффективное техническое обслуживание и обременительные трансграничные процедуры, результатом чего является низкая скорость трансграничных поездок и высокие затраты на логистику вдоль шести коридоров ЦАРЭС, которые пересекают регион, что приводит к снижению региональной торговли и экономического и социального роста.

Данная стратегия позволит решить данные проблемы путем применения международного опыта при разработке региональной и национальной транспортной политики, развития и содержания мультимодальной транспортной инфраструктуры, а также совершенствования трансграничных транспортных операций; решить процедурные и инфраструктурные проблемы, приводящие к задержкам и дополнительным расходам вдоль экономических коридоров ЦАРЭС и укрепить доверие и развитие сотрудничества между ее членами с целью сокращения нефизических торговых и логистических барьеров;

Кроме этого, документ позволит:

-более эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии, улучшить координацию между национальными агентствами по транспорту и управлению границами отдельных государств;

-содействовать в вопросах управления дорожной инфраструктурой с использованием комплексных систем управления дорожными активами и техническому обслуживанию автомобильных дорог;

-с целью повышения безопасности дорожного движения внедрение и модернизацию стандартов проектирования дорог, поддержки национальных инициатив в области безопасности дорожного движения и улучшения аварийного реагирования и сбора данных о дорожно-транспортных происшествиях.

В стратегии обозначен новый подход к железным дорогам, который отдает приоритет экономически жизнеспособным проектам, облегчающим трансграничные перевозки и стимулирующим участие частного сектора, так как они, являясь ключом к экономической диверсификации, поддерживают национальные цепочки поставок сельскохозяйственной продукции, промышленных товаров и минеральных ресурсов.

В области авиационных перевозок в регионе стратегия предлагает меры по постепенному открытию авиационных рынков, в том числе для иностранных авиакомпаний, и поощрению недорогих перевозчиков на рынке. Либерализованный региональный авиационный рынок дает хорошие возможности для государственно-частного партнерства и привлечет стратегические инвестиции в авиационную инфраструктуру, отмечается в сообщении.

Отмечается, что новая стратегия будет стимулировать участие частного сектора в финансировании и эксплуатации транспортных активов, поможет региону ЦАРЭС привлечь дополнительные частные инвестиции, что повысит эффективность и ускорение институциональных реформ в государственных транспортных операторах, и приведет к повышению общего устойчивого развития.

С презентацией Стратегии можно ознакомиться здесь.